Вегетарианство и христианство: как религия смотрит на мясоедов?

10 февраля у христиан западных конфессий начинается Великий пост. Это — очередной повод обсудить конфликт кулинарных пристрастий и Священного писания.

В 2016 году православная и католическая Пасхи, совпадавшие два года подряд, расходятся на редкость решительно: в России этот праздник приходится на 1 мая, в то время как западный мир отметит Пасху 27 марта. Поэтому и пост начинается у западных христиан уже на текущей неделе: сразу после карнавала — в «пепельную среду», 10 февраля.

В этот период дискуссия о том, насколько полезно и этично потребление мяса, смещается из социальной сферы в религиозную. По крайней мере раз в году многих начинает интересовать вопрос: а что, собственно, христианство говорит о потреблении мяса как таковом, причем не только в период поста, предназначенного для очищения души и тела, но и вообще? Теологи расходятся во взглядах на эту проблему.

ВегетарианствоМясо: за и против

«Христианство однозначно рекомендует своим приверженцам воздерживаться от потребления в пищу братьев наших меньших», — полагают некоторые. — «В Библии, в рассказе о семи днях творения и о рае, однозначно рекомендуется вегетарианство. Адам и Ева питались плодами, но никак не мясом животных». Указания на вегетарианский характер рая содержатся, по их мнению, и у пророков: например, Исайя предрекает, что в лучшем мире «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их». Заметим: водить, не есть. Наличие у животных души — а в этом они не сомневаются — исключает возможность употребления их в пищу.

Ел ли Христос мясо?

«При всем уважении к коллегам и понимании значения поста и воздержания: религиозных предпосылок для обязательного отказа от мяса не существует», — оппонируют им другие. Христос и сам определенно не был вегетарианцем: «Как и полагалось в его эпоху, Иисус соблюдал заветы чистоты пищи, деля ее, по ветхозаветному обычаю, на «чистую» и «нечистую», но никак не проповедовал отказ от мяса как такового».

У историков нет сомнений, что «однолетний агнец без порока», запеченный с травами, был праздничным блюдом и на столе Христа и его учеников (хоть в Евангелии и не содержится прямых на то указаний). Косвенно высказывается против вегетарианства как самоцели, подмены истинной веры, и апостол Павел в Послании к римлянам: «Один верит, что можно есть все, а другой, у кого вера слаба, ест одни овощи. Тот, кто ест, пусть не презирает того, кто не ест. Тот, кто не ест, пусть не осуждает того, кто ест».

«Возлюби двуногого не меньше, чем четвероногого»

Думать о ближних не менее важно, чем заботиться о стиле жизни. Нужно помнить о грехе ханжества: люди, не жалеющие времени и денег на поиски специального шоколада на соевом молоке и посещение веганских ресторанов класса «люкс», обеспокоенные духовным миром своих котов и разнообразием меню своих собак, но проходящие мимо сидящего на улице нищего и равнодушно относящиеся к проблемам «ближних двуногих», едва ли могут считать себя хорошими христианами.

Источник: http://www.dw.com/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *